ИСТОРИЯ
ЗАВОДА
Семидесятые годы
20 века характеризовались единым развитием машиностроительной промышленности
в Белоруссии, связанные как с созданием новых производств, так и с расширением
действующих, таких как МТЗ, МАЗ, БелАЗ, МоАЗ, Гомсельмаш и др.
Порошковая металлургия
(ПМ) является одним из наиболее эффективных направлений науки и техники по созданию
новых перспективных материалов и производство изделий на их основе. Базовый
вариант технологии порошковой металлургии включает в себя получение порошков,
прессование заготовок, их спекание и окончательную обработку (калибровку, термообработку
и т.п.), что позволяет получать готовые изделия необходимой прочности, точности
и сложной формы, как правило, без дополнительной механической обработки, при
незначительных затратах сырья и производственных расходов.
Постановлением Совета
Министров БССР от 25 мая 1979 г. № 174 и Постановлением Совета Министров СССР
от 20 сентября 1979 г. № 882 было принято решение о строительстве в г.Молодечно
завода порошковой металлургии (МолЗПМ).
В 1980 г. были проведены
изыскательные работы по выбору площадки под строительство и Белпромпроект начал
проектирование завода. 20 января 1981 г. организуется дирекция строящегося завода,
а к декабрю 1983 года заканчивается строительство главного производственного
корпуса и монтаж технологического оборудования.
2 января 1984 года
вводится в строй первая очередь мощностью 5 тысяч тонн изделий из металлического
порошка в год. В марте того же года изготавливается первая партия деталей из
металлических порошков по полному технологическому циклу (смешивание порошков
- прессование - спекание - калибровка).
В течение 1984г.
было освоено производство 37 наименований конструкционных и антифрикционных
деталей для комплектации грузовых автомобилей МАЗ, БелАЗ и ЗИЛ, тракторов МТЗ.
Сельхозмашин завода "Гомсельмаш" и др.
В марте 1985 г. было
начато освоение производства фрикционных дисков для тракторов и сельхозмашин.
За 1985 г. было освоено еще 86 наименований новых изделий и в течение года было
произведено 123 наименований изделий общим весом 1830 тонн.
27 января 1986 г.
была введена вторая очередь завода мощностью на 2 тысячи тонн изделий.
В 1986 г. была введена
в эксплуатацию водородно-кислородная станция по производству водорода для технологических
нужд и объекты вспомогательного назначения: административно-бытовой корпус,
столовая, склады ОМТС, гаражи.
За период 1984-1985
г.г. освоения проектных мощностей было выявлено ряд несовершеств прессового
и печного оборудования, невозможность использования его для производства изделий
методом ПМ.
После длительных
и сложных переговоров были изысканы средства для закупки в 1986 г. прессов фирмы
"MANNESMANN" (ФРГ), "ESSА" (Швейцария), нескольких прессов Болгарского производства,
печей с шагающим подом полностью автоматизированным циклом фирмы "СREMER" (ФРГ)
, конвейерными печами спекания конструкции Минавтопрома.
Много проблем возникло
и с изготовлением технологической оснастки для производства деталей сложной
формы по причине отсутствия в стране специализированных электроискровых станков
высокой точности с необходимыми параметрами обработки. Пришлось приобретать
электроэрозионные станки Швейцарской фирмы "AGIE" и некоторого другого специализированного
оборудования из Германии и Японии.
В апреле 1987 г.
был введен в эксплуатацию инженерный корпус, 6-ти этажное здание площадью 4800
кв.м.
28 августа 1987 г.
была введена в эксплуатацию третья очередь завода мощностью 3 тыс. тонн изделий.
Завод был выведен на полную проектную мощность, оснащен специальным технологическим
оборудованием, в основном производства России, Германии, Швейцарии, Болгарии,
позволяющим обеспечить полный технологический цикл производства изделий массой
от 5 грамм до 8 кг. 1987 год - пик роста численности, на заводе работало 1473
человека.
В 1990 году на заводе
было произведено максимальное количество изделий из металлических порошков 283
наименования в объеме 7076 тонн для более 300 предприятий Беларуси, России,
Украины, Прибалтики, Кавказа, Средней Азии. Значительное количество изделий
завода шло на экспорт в Италию, Польшу, Болгарию, Чехословакию, Германию.
В течение последних
5 лет было освоено более 60 наименований новых изделий, соответствующих мировому
уровню, это в основном детали для легковых автомобилей.
Качественный рывок
был сделан и в производстве фрикционных изделий, было освоено производство фрикционных
дисков больших диаметров повышенных эксплуатационных характеристик для промышленных
тракторов.
|